Каждая компания, независимо от размера, должна устанавливать бизнес-цели, чтобы увеличивать прибыль, развиваться и двигаться вперед. SMART постановка целей – конкретных, измеримых, достижимых, реалистичных и своевременных, признается передовой практикой управления. SMART философия в определении целей – это ясность и четкость задачи, основа для обсуждения и сотрудничества между подразделениями предприятия, мощный мотивационный инструмент.
Настройка задач по принципу SMART – один из наиболее эффективных и часто используемых в бизнесе инструментов.
«Трагедия в жизни не в том, что цель не достигнута. Трагедия – если нет цели для достижения», Бенджамин Мейс .
Зачем нужно ставить SMART задачи
В книжке Льюиса Кэрролла «Алиса в Зазеркалье » есть замечательный диалог между Алисой и Чеширским Котом:
– Скажите, какой тропинкой я смогу выйти отсюда?
– А куда ты идешь? – вопросом ответил Кот.
– Я не знаю, – ответила Алиса.
– Что ж, тогда ты придешь туда по любой тропинке.
«Пойти туда, не знаю куда » – бывает только в сказках. Вы должны знать куда идете и отчетливо видеть пути, ведущие к цели. Постановка задач по SMART указывает направление для менеджеров и работников; определяет тропинку, по которой нужно двигаться.
Установка целей имеет жизненно важное значение для эффективной работы бизнеса. Так, 50% малых предприятий терпят неудачу в течение первых пяти лет работы – многие владельцы крутятся как «белка в колесе », едва справляясь с текущими проблемами, и не уделяют внимания стратегии, планированию и целям предприятия.
Система постановки задач SMART структурирует информацию, помогает достичь финансовых целей, отследить прогресс и – выжить.
Что такое SMART задачи
Термин SMART впервые появился в 1981 году, в статье Джорджа Дорана There’s a SMART Way to Write Management’s Goals and Objectives («Это – умный способ написания управленческих целей и задач»). Слово «smart» в переводе на русский означает «умный », а в данном случае – это акроним английских слов. Расшифровка SMART:
- S pecific
- M easurable
- A chievable
- R elevant
- T ime-bound
Поскольку ничто не стоит на месте, аббревиатура SMART на данный момент имеет несколько вариантов прочтения. Практическую разбивку классической постановки целей и задач по SMART мы свели в таблицу:
Правила постановки задач по SMART
SMART анализ обеспечивает простую и четкую структуру для определения целей и задач. Удобство использования – еще одна причина популярности системы. Она может быть использована кем угодно, где угодно, и не требует особых навыков постановки задач по SMART.
«Когда схемы продуманы заранее, это удивительно, как часто обстоятельства будут вписываться в них», Уильям Ослер .
Конкретная задача
Чего именно вы хотите достичь?
Чем точнее ваше описание, тем выше вероятность того, что вы получите желаемое. Вы могли бы сказать сотрудникам, что целью компании является «увеличение продаж», и только. Проблема в том, что такая формулировка – расплывчата и никого не подтолкнет к действию.
Чтобы поставить задачу SMART вы должны ответить на шесть вопросов «W »:
Who | Кто | Кто участвует? |
What | Что | Чего именно я хочу достичь? |
Where | Где | Определить местоположение |
When | Когда | Установить временные рамки |
Which | Который | Определение ограничений |
Why | Почему |
|
Для практического понимания возьмем пример постановки задачи по SMART:
Эта цель достаточно конкретна и поможет вашей команде продаж двигаться в заданном направлении.
Измеримая цель
- Представьте, что вы сели играть в преферанс с друзьями и решили не писать пулю. Вы не знаете ни кто выигрывает, ни сколько, ни когда это закончится. Нет никакой мотивации, зачем нужна такая игра?
Сформулировать задачу по SMART – значит дать себе и сотрудникам возможность оценить насколько успешно вы продвигаетесь к намеченной цели. Расплывчатая постановка вопроса оставляет место для неверного толкования и закончится только раздражением.
В примере выше указана цель увеличить продажи. Если менеджеры продадут одну дополнительную единицу товара за квартал, значит ли это, что задача выполнена? Формат постановки SMART задач предполагает использование точных цифр: Х% или Y тысяч рублей.
Достижимая цель
Цель должна находиться в пределах имеющихся ресурсов, знаний и времени. Если вы ставите какую-то личную задачу, она должна быть разумной и безопасной. К примеру, «похудеть на 10 кг за 3 дня» практически невозможно, даже используя радикальные методы.
Если вы решите «спустить» в отдел продаж цифру 100% на будущий квартал, а рост оборота в текущем периоде только 5%, то вряд ли такая цель достижима. Нереалистичная задача не только не мотивирует сотрудников, но имеет обратный эффект – «если догнать невозможно, то и нечего бежать ».
Релевантная цель
Релевантная цель – значит соответствующая, уместная, адекватная. На этом шаге необходимо убедиться, что цель имеет значение для вас и соответствует другим целям. Вопросы, которые необходимо задать:
- Стоит ли эта задача ресурсов и усилий, которые потребуются?
- Удачное ли время для реализации цели?
- Вписывается в общую стратегию компании?
Вы, конечно, можете установить цель «сократить расходы» и уволить сотрудников отдела продаж, но как эти действия соотнесутся с задачей увеличения оборота?
Еще один пример из розничной торговли: в январе традиционно наблюдается спад активности покупателей, утвердить план увеличения продаж одежды на 20% относительно декабря – и нереально, и неуместно.
Ограниченная по времени
Бизнес-цель без определения границ обречена на провал с самого начала. Создание точных временных рамок мотивирует, служит напоминанием сотрудникам, и способствует сохранению заданных темпов.
Увеличить продажи на 50% можно в следующем квартале, году или пятилетке, так ведь? Конечный срок выполнения цели помогает выработать команде план действий, чтобы добиться искомого результата.
Итак, соберем наш пример постановки SMART задач:
Каскадирование SMART задач
Ежегодное выравнивание стратегических и глобальных целей SMART начинается с создания плана с использованием каскадных коммуникаций между подразделениями компании. Такой подход гарантирует, что все заинтересованные стороны (инвесторы, владельцы, сотрудники ) понимают потребности клиентов, возможности организации, и могут сделать выводы о необходимых действиях, чтобы двигаться вперед и развиваться.
Как написать каскадные цели SMART
- На уровне совета директоров принять решение о 4 – 6 стратегических целях на год.
- Сделать их SMART видимыми для уровня ниже.
- Подразделения компании разрабатывают свои SMART задачи в соответствии с планом развития.
- Сотрудникам компании ставятся индивидуальные цели.
Каскадирование SMART задач – процесс, который вовлекает всех работников организации. Его предпосылка заключается в расширении прав и возможностей сотрудников. Каждый человек в компании устанавливает собственные смарт-цели, видит, как его достижения влияют на общий успех. Тем самым кристаллизуются вертикальные и горизонтальные связи между отделами компании и сотрудниками.
Управление по SMART целям
Разработать и установить задачи – полдела, важно регулярно отслеживать показатели и, при необходимости, корректировать цели. Здесь мы немного отступает от темы SMART задач и затрагиваем MBO – систему управления по целям . Четкому вектору, обозначенному с помощью SMART целеполагания, необходимы контрольные точки.
Заключительный этап – вознаграждение . Так как цели были определены в конкретной, измеримой и временной форме, система оценки относительно проста. Когда вы поощряете персонал за выполнение задач, вы даете четкий сигнал о том, что приложенные сотрудниками усилия ценятся.
- Установить план мониторинга производительности – раз в месяц или в квартал.
- Оценить и вознаградить усилия и эффективность деятельности команды. Поощрение успеха – сильнейший мотиватор для сотрудников.
Итоговая схема SMART задач выглядит так:
SMART задачи в примерах
«Постановка целей является первым шагом к превращению невидимого в видимое», Энтони Роббинс.
Исследование Университета Dominican штата Иллинойс обнаружило, что люди, которые только «думали» о своих целях, успешны на 43% в достижении желаемого. Другая группа испытуемых устанавливала и записывала цели, используя формулировку SMART, успех сопутствовал 78% участников.
Пример №1: решения проблемы постановкой SMART задачи
Цель : увеличение объемов продаж. Этот пример мы подробно рассматривали выше и вывели подходящую SMART установку:
«Отдел сбыта должен увеличить продажи линейки продукта Х в этом году в центральном регионе на 50%».
Детализированная SMART задача будет звучать примерно так: «Для увеличения продаж продукта Х на 50% в этом году будут дополнительно наняты два менеджера. Запланированный рост продаж: 10% в первом квартале, 15% во втором, 5% в третьем и 20% в четвертом».
Цель в формате SMART – предельно конкретная, измеримая и реалистичная. Учтены сезонные колебания спроса на продукт Х и названы меры, которые необходимо предпринять для завершения задачи.
Пример №2 решения проблемы постановкой SMART задачи
Если с финансовыми показателями все более или менее ясно, то цель «обеспечить хорошее обслуживание клиентов » ставит в тупик многих руководителей. Первое, что нужно признать: «обеспечить обслуживание» – не цель, а действие. Цель – это результат и достижение, а не процесс, который к ней ведет. Что вам действительно нужно?
Взаимоотношения с клиентами сводятся к двум ключевым моментам:
- клиент должен быть доволен;
- необходимо удерживать постоянных клиентов.
Можно было бы установить задачу «увеличить клиентскую базу на 10% в этом году». Это уже лучше, но не всегда компания имеет достаточно влияния на потенциальных клиентов.
В таком случае переформулируйте в SMART: «повысить уровень удовлетворенности клиентов до 90% в текущем году».
- Конкретная: повышение лояльности и удержание клиентов.
- Измеримая: анкетирование людей, воспользовавшихся продуктом или услугами компании.
- Достижимая: предыдущий период показал цифру 70%, повышение удовлетворенности на 20% – реальная задача.
- Соответствующая: постоянная клиентура приносит очевидные выгоды бизнесу.
- Ограниченная по времени: задан временной порог.
SMART формулировка совмещена с первоначальной задачей обеспечения хорошего обслуживания клиентов, дает конкретный и измеримый результат, который достижим. Обозначенная целевая дата держит персонал мотивированным, и раз в определенный период можно контролировать промежуточные итоги.
Каскадирование SMART задач углубит и детализирует конкретные цели непосредственно для сотрудников. Это может быть работа отдела HR с персоналом по повышению мотивации, тестирование и обучающие программы, разработка анкеты для обратной связи с клиентами и т.д.
10 шагов к постановке задач SMART
- Определите цели. Чего вы хотите достичь, на чем нужно сосредоточиться, что улучшить?
- Запишите, используя принцип SMART. Ручкой на бумаге или в текстовом редакторе – написание слов отделяет желания от целей.
- Проанализируйте, что нужно сделать для достижения записанных задач.
- Составьте список выгод, которые несет вам успешное выполнение целей. Отдельно выпишите возможные препятствия, которые могут встретиться на пути.
- Если вы устанавливаете цели личностного роста, разбейте их на более мелкие задачи. В бизнесе – прибегните к методу каскадирования SMART.
- Разработайте план действий, как в приведенных выше примерах: нанять сотрудников, повышение продаж на 10% в квартал, и так далее. Установите сроки.
- Периодически контролируйте этапы выполнения задач.
- Пересмотрите или обновите краткосрочные задачи, если возникла необходимость.
- Вознаградите сотрудников (и себя) за успешное продвижение.
- Проведите переоценку целей – это не высеченные в камне скульптуры. С течением жизни под влиянием внешних и внутренних обстоятельств они могут меняться.
Применение SMART подхода для концентрации усилий в области развития бизнеса может стать тем катализатором, который необходим вашей команде. После того как цели установлены, создан план действий, нужно продолжать искать точки улучшения и возможности для обратной связи. SMART подход тесно связан с мотивационными целями сотрудников, которые привносят свой вклад в компанию, способствуя успеху и процветанию дела.